Сопровождение вашего бизнеса
Бухгалтерские и юридические услуги, обучение сотрудников компании в Твери
Заказать обратный звонокСопровождение вашего бизнеса
Бухгалтерские и юридические услуги, обучение сотрудников компании в Твери
Заказать обратный звонокЮридические лица заключают с самозанятыми сделки в общем порядке, установленном ГК РФ. У компаний может возникнуть соблазн оформлять штатных или вновь принятых работников как самозанятых, чтобы сэкономить на зарплатных налогах. Ведь выплаты и иные вознаграждения, полученные самозанятыми в рамках налога на профессиональный доход (НПД), освобождаются от уплаты НДФЛ и не облагаются страховыми взносами (ч. 8 ст. 2, ч. 2 ст. 15 Закона № 422-ФЗ).
Однако законом установлена прямая обязанность работодателя уплачивать НДФЛ и страховые взносы в случае привлечения в качестве самозанятых своих действующих или бывших работников, с момента увольнения которых прошло менее двух лет. Дело в том, что в этом случае доходы полученные от выполнения работ (услуг) не будут являться объектом налогообложения НПД (п. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ).
Несмотря на то, что судебной практики по спорам с самозанятыми пока маловато, к отношениям с плательщиками НПД вполне можно применять выводы судов о переквалификации гражданско-правового договора (далее — ГПД) в трудовой, т.к. юридические лица заключают их с самозанятыми исполнителями в порядке, установленном ГК РФ.
Для заказчика (организации или ИП) последствия переквалификации ГПД с самозанятым в трудовой договор будут следующие:
- штраф по статье 5.27 КоАП РФ: для должностных лиц от 10 до 20 тысяч руб., для ИП от 5 до 10 тысяч руб., для организаций от 50 до 100 тысяч руб.;
- доначисление НДФЛ и страховых взносов как за работника;
- начисление штрафов за неуплату налогов и страховых взносов;
- оплата больничных, отпусков и иных компенсаций, которые были бы положены по трудовому договору.
В случае заключения ГПД с ИП на первый взгляд налоговых рисков не возникает. Однако, все вышесказанное о переквалификации ГПД в трудовой договор будет справедливо и для самозанятого ИП, а не только для плательщика НПД без статуса ИП (см., например, Определение Верховного Суда № 302-КГ17-382 от 27.02.2017 по делу № А58-547/2016).
Основными признаками подмены трудовых отношений сделками являются:
- отсутствие работников у заказчика (в компании числится только директор),
осуществление деятельности в месте нахождения заказчика,- прямое подчинение заказчику, использование его имущества,
- наличие договора о материальной ответственности,
- подчинение правилам внутреннего трудового распорядка и режиму труда,
- регулярность выполнения работ (услуг) и оплата труда в определенный день каждого месяца.
Чтобы избежать рисков:
- заключайте ГПД с самозанятыми исполнителями только в случаях, когда это соответствует сути гражданско-правовых, а не трудовых отношений;
- в договоре закрепите, что, заключая договор, исполнитель подтверждает: регистрацию статуса самозанятого в ФНС, свое намерение самостоятельно вести предпринимательскую деятельность, не имея работодателя, сам отвечает за обеспечение своих условий труда и обеспечивает себя инструментами, материалами и оборудованием;
- закрепите в договор условие об обязанности сразу сообщить заказчику при утрате права применения НПД;
- в договоре не должны быть указаны: обязанности присутствовать на рабочем месте и соблюдать внутренний трудовой распорядок, график работы, социальные гарантии и т.д.;
- вознаграждение выплачивайте исполнителям за конкретный результат на основании акта выполненных работ (услуг).
При привлечении самозанятого исполнителя рекомендуется:
- до заключения ГПД проверить его регистрацию на сайте ФНС: https://npd.nalog.ru/check-status/, (в случае отсутствия регистрации в налоговом органе, организации придется на выплаченные вознаграждения начислить НДФЛ и страховые взносы);
- на каждую оплату работ/услуг запрашивать у исполнителя чек из приложения «Мой налог» (для подтверждения расходов и статуса самозанятого).
Фактором риска также может являться то, что компания является единственным заказчиком работ (услуг) самозанятого. Однако факт оказания услуг одному заказчику еще не может говорить о подмене трудовых отношений, например, самозанятый только зарегистрировался и пока не нашел других заказчиков. Данный факт должен рассматриваться в совокупности с другими фактами, поэтому остальные документы должны быть в порядке.
Для наших клиентов на бухгалтерском обслуживании мы проверяем наличие и правильность первичных документов, по запросу самостоятельно выписываем и получаем закрывающие документы от контрагентов клиента, ежеквартально проводим сверки с контролирующими органами. Порядок в бухгалтерских документах значительно снижает риски.
Если у вас остались вопросы – обращайтесь за бесплатной консультацией по телефону: (4822) 65-64-00.